Часто задаваемые вопросы

Иркутская область, Братский район,   п. Зяба, ул. Цветочная, д. 1   olen-src@mail.ru   

8 (3953) 290-158

Часто задаваемые вопросы

 

Уважаемые посетители сайта! В данном разделе вы сможете ознакомиться с  часто задаваемыми вопросами, касающимися работы нашего учреждения. Если вы не нашли ответ на интересующий Вас вопрос, напишите нам, используя форму обратной связи.

 

Вопрос: Что такое индивидуальная программа?

Ответ:  Индивидуальная программа получателя социальных услуг является документом, в котором указаны форма социального обслуживания (стационарная, полустационарная, на дому), виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а так же мероприятия по социальному сопровождению.

Социальные услуги на дому предоставляются получателям социальных услуг на срок, определенный в индивидуальной программе, в дневное время суток.

В случае изменения места жительства получателя социальных услуг индивидуальная программа, составленная по прежнему месту жительства, сохраняет свое действие до составления индивидуальной программы по новому месту жительства.

 

Вопрос: На какой срок может быть разработана индивидуальная программа предоставления социальных услуг, может ли она быть бессрочной?

Ответ:  Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона индивидуальная программа составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года.

При этом, социальные услуги, установленные в индивидуальной программе имеют сроки их реализации и кратность предоставления в связи с чем, истечение данных сроков свидетельствует о завершении реализации как конкретных социальных услуг, так и индивидуальной программы в целом.

Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы.

В связи с изложенным, составление бессрочной индивидуальной программы, по нашему мнению, не соответствует Федеральному закону.

 

Вопрос: Кто может определить какие нужны услуги?

Ответ: Все услуги оказываются с учётом индивидуальных потребностей граждан. Кроме этого, граждане имеют право самостоятельно выбирать поставщика социальных услуг, ими могут быть государственные организации социального обслуживания, негосударственные (коммерческие, некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание.

 

Вопрос:  Куда должен обратиться гражданин или его законный представитель с заявлением о предоставлении социального обслуживания? 

Ответ: В уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ (таким органом является орган социальной защиты населения) или непосредственно к поставщикам социальных услуг.

 

Вопрос: Кому предоставляется социальное обслуживание в стационарной форме?

Ответ: Услуги предоставляются следующим категориям несовершеннолетних:

оставшимся без попечения родителей или законных представителей;

проживающим в семьях, находящихся в социально опасном положении;

заблудившимся и подкинутым;

самовольно оставившим семью, самовольно ушедшим из образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений, за исключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных организаций закрытого типа;

не имеющим места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию;

оказавшимся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающимся в социальной помощи и (или) реабилитации.

 

Вопрос: Сколько стоят социальные услуги?

Ответ: Все социальные услуги несовершеннолетним предоставляются бесплатно (ст. 31 ФЗ № 442 «О социальном обслуживании граждан в Российской Федерации»). При социальном обслуживании в стационарной форме получатели услуг содержатся в организации социального обслуживания на полном государственном обеспечении.

 

Вопрос: Могут ли родители навещать ребенка в Центре?

Ответ: Несовершеннолетних, находящихся в Центре, могут посещать родители или законные представители

без ограничения количества свиданий и посещений. Посещение воспитанников не должно нарушать их режим дня, правила внутреннего распорядка и противоречить интересам ребёнка.

 

Вопрос: В каком возрасте ребенок сам может обратиться в реабилитационный центр? 

Ответ: Несовершеннолетний имеет право обратиться за помощью в реабилитационный центр социального обслуживания в стационарной форме по достижению им 10 летнего возраста, написав личное заявление.

 

Вопрос: С кем будет заключаться договор о предоставлении социальных услуг при поступлении детей по личному заявлению?

Ответ: Согласно ч. 3 ст. 13 закона №120-ФЗ одним из оснований приема в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, являются:

1) личное обращение несовершеннолетнего;

2) заявление родителей несовершеннолетнего или иных его законных представителей с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам.

Следовательно, договор должен быть заключен с родителями (законными представителями) ребенка.

 

Вопрос: В каких случаях несовершеннолетнему будет отказано в помещении?

Ответ: В  учреждение  не могут быть приняты несовершеннолетние, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также с явными признаками обострения психического заболевания.

 

Вопрос: у меня сложные жизненные обстоятельства. Воспитываю сына одна, мне предстоит длительное лечение. Какими образом я могу поместить ребенка в ваш центр на время лечения?

Ответ: Вам необходимо обратиться в управление социальной защиты населения по месту проживания. Там рассмотрят Ваше заявление, в случае признания Вашего ребенка нуждающимся в социальном обслуживании в стационарной форме, окажут содействие в помещении его в социально-реабилитационный центр.

 

Вопрос: Обязательно ли проходить школу приемных родителей?

Ответ: Да, с 1 сентября 2012 года все граждане, выразившие желание усыновить или принять под опеку ребёнка, должны пройти подготовку (ФЗ №351 от 30.11.2011), за исключением отдельных категорий граждан. Подготовку в обязательном порядке проходят именно те граждане, которые планируют стать усыновителями или опекунами, т.е. в ШПР нужно отучиться обоим супругам, если они планируют усыновление, или будущему опекуну, если он планирует оформить опеку на себя. Другие будущие «родственники» ребёнка проходят подготовку по желанию. Но мы бы очень рекомендовали пройти её всем, кто будет проживать совместно с ребёнком.

 

Вопрос: Соблюдается ли конфиденциальность информации при получении социальных услуг?

Ответ: Не допускается разглашение информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к информации конфиденциального характера или служебной информации, о получателях социальных услуг лицами, которым эта информация стала известна в связи с исполнением профессиональных, служебных и (или) иных обязанностей. Разглашение информации о получателях социальных услуг влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

С согласия получателей социальных услуг или его законного представителя, данного в письменной форме, допускается передача информации о получателе социальных услуг другим лицам, в том числе должностным лицам, в интересах получателя социальных услуг или его законного представителя, включая средства массовой информации и официальный сайт поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (ст.6 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» №442 от 28.12.2013 года).

 

Вопрос: Что включают в себя срочные социальные услуги?

Ответ: Срочные социальные услуги включают в себя:

1) обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов;

2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;

3) содействие в получении временного жилого помещения;

4) содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;

5) содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей;

6) иные срочные социальные услуги.

 

Вопрос:  Кому социальные услуги предоставляются бесплатно? 

Ответ: Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания предоставляются бесплатно:

1) несовершеннолетним детям;

2) лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов. 

Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг, рассчитанный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом субъекта Российской Федерации

 

Вопрос: Как долго могут находиться несовершеннолетние в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних?

Ответ: Несовершеннолетние обслуживаются в учреждениях в течение времени, необходимого для оказания им социальной помощи (или) их социальной реабилитации и в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг.

 

Вопрос: Зачем приемной семье нужен куратор (специалист отделения сопровождения замещающих семей)?

Ответ: В настоящее время в России развиваются различные формы семейного жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей. Несмотря на значительный положительный эффект замещающей семейной заботы как для ребенка, так и для приемной семьи, процесс их взаимной адаптации является достаточно длительным и сложным.
Гораздо динамичнее он проходит при должном сопровождении со стороны специалистов. Как показала практика,  регулярное взаимодействие и ребенка, и родителей со специалистами, получение ими необходимой профессиональной поддержки значительно увеличивает шанс стать настоящей сплоченной семьей. И наоборот, отсутствие дальнейшего сопровождения повышает риск не состояться как семья. Несмотря на то, что многие приемные родители имеют опыт воспитания собственных детей, появление приемного ребенка требует от них не просто вспомнить и применить весь свой накопленный педагогический потенциал и знания, но быть готовыми и к тому, что придется справляться еще и с травматичным опытом жизни ребенка.

 

Вопрос: Зачем нужна школа приемных родителей?

Ответ: Специалисты заметили, что у тех приемных семей, которые прошли обучение, гораздо меньше возвратов: они реже отказываются от детей. Люди обдумывают и примеряют на себя жизнь с приемным ребенком «на берегу», еще до знакомства с сиротой. Они не витают в облаках, а твердо понимают, что воспитание ребенка-сироты — это особый труд и он отличается от воспитания кровного ребенка.

Обязательными ШПР стали именно с этой целью — служить профилактикой возвратов.

Исключения в законе сделали тогда только для кровных родственников ребенка, бабушек, дедушек и т. д. (и совершенно напрасно — большинство возвратов в детские дома происходит как раз из-под кровной опеки) и тех, кто ранее уже принял в свою семью ребенка-сироту, а теперь планирует усыновить или взять под опеку еще одного. Официально зафиксирован перечень обязательных тем, которые Школа приемных родителей должна осветить.

Это возрастные периоды развития ребенка, привязанность и ее нарушения, особенности детей-сирот, психологические травмы, период адаптации в семье, отношения с кровными родственниками приемных детей, юридические аспекты усыновления и опеки, базовые медицинские знания о детях и многое другое. Специалисты ШПР всегда рекомендуют учиться очно. Причем обязательно вместе с супругом.

 

Вопрос: В чем заключается организация работы по сопровождению замещающих семей?

Ответ: Сопровождение замещающих семей ведется:

по плану сопровождения;

по запросу (управления опеки и попечительства или приемного родителя, опекуна, усыновителя);

по ситуации.

Услуга осуществляется на основании заявления о сопровождении. За каждой семьей, поставленной на сопровождение, закрепляется ответственный специалист – куратор семьи, непосредственно организующий предоставление услуги по сопровождению и отвечающий за конечный результат. При постановке семьи на сопровождение составляется индивидуальный план сопровождения куратором семьи и специалистами Службы. Куратор семьи мотивирует семью на сотрудничество, организует подписание заявления о сопровождении, первичную семейную диагностику, оценивает риски семьи, информирует семью о предоставляемых услугах.

 

Вопрос: Какие методы и формы работы использует курирующий специалист по сопровождению приемной семьи?

Ответ: В процессе взаимодействия с семьей используются следующие методы и формы работы:

сбор информации о семье;

выходы специалистов по месту жительства замещающей семьи;

профилактические беседы;

социально-психологическое диагностирование;

консультации;

информирование по проблеме;

обеспечение информационными, научно-методическими материалами;

подготовка заключений и рекомендаций;

организация занятий для повышения уровня родительской компетенции;

проведение тематических встреч замещающих родителей;

организация группы психологической поддержки замещающих родителей;

мониторинг развития ребенка в семье;

психолого-медико-педагогический консилиум.

При сопровождении семей учитываются следующие принципы:

Рекомендательный характер консультаций специалистов.

Непрерывность сопровождения, согласно индивидуальному плану работы с семьей.

Комплексность, которая предполагает работу различных специалистов.

Конфиденциальность.

 

Вопрос: Гражданин является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилья не имеет. Каковы его необходимые действия для включения в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Иркутской области?

Ответ:  В настоящее время реализация в Иркутской области права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (далее – дети-сироты) на жилое помещение осуществляется в рамках Закона Иркутской области от 28 декабря 2012 года № 164-ОЗ «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области» (далее – Закон  № 164-ОЗ).
Нормы статьи 2 Закона № 164-ОЗ предусматривают обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в том числе детей-сирот, которые не являются нанимателями или членами семьи нанимателя либо собственниками жилого помещения.
Для включения в список дети-сироты по достижении возраста 14 лет или их представители обращаются лично или через организации федеральной почтовой связи в орган опеки и попечительства – территориальное управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее – территориальное управление министерства) по месту жительства с соответствующим заявлением.
Установленный Законом № 164-ОЗ перечень документов,  необходимых для включения в список, включает:
1) документ, удостоверяющий личность;
2) документ, удостоверяющий личность и подтверждающий полномочия представителя лица (доверенность);
3) документ, подтверждающий место жительства лица на территории Иркутской области, подтвержденное регистрацией по месту жительства либо судебным решением;
4) документ соответствующего органа опеки и попечительства, подтверждающий принадлежность лица к категории детей-сирот;
5) документы, подтверждающие отсутствие жилых помещений в собственности лица (справка органа, осуществляющего техническую инвентаризацию; выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним);
6) документ соответствующего органа опеки и попечительства об отсутствии у лица сохраненного права пользования жилым помещением или документ, подтверждающий отсутствие права лица на пользование жилым помещением по договору социального найма в качестве нанимателя или члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, выданный органом местного самоуправления.
В случае направления заявления и документов почтовой связью документы предоставляются в копиях, удостоверенных нотариусом в установленном порядке.
Документы, указанные в пунктах 4, 5, 6 перечня могут быть представлены детьми-сиротами или их представителями самостоятельно, а в случае невозможности их предоставления будут запрошены территориальным управлением министерства в соответствии с законодательством порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Следует отметить, что дети-сироты, данные о которых в соответствии с ранее действующим на территории области Законом Иркутской области                    от 22 июня 2010 года № 50-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» были внесены в областной реестр детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, включаются в список без подачи дополнительного заявления об этом.

 

Вопрос: Гражданин  из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет закрепленное жилье, которое признано непригодным для проживания. Что можно предпринять в данной ситуации?

Ответ: Положения Закона  Иркутской области № 164-ОЗ предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Одним из обстоятельств,  в связи с которым проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, является непригодность жилых помещений для постоянного проживания или их несоответствие установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам и иным требованиям законодательства Российской Федерации;
Факт невозможности проживания устанавливается территориальным управлением министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по месту нахождения жилого помещения на основании личного заявления детей-сирот, достигших возраста 14 лет.
Перечень документов, необходимых для установления факта невозможности проживания, в случае если жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации:
1) документ, удостоверяющий личность ребенка-сироты;
2) документы, удостоверяющие личность и подтверждающие полномочия законного представителя ребенка-сироты (в случае обращения представителя);
3) документ соответствующего органа опеки и попечительства, подтверждающий принадлежность к категории детей-сирот;
4) документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение (справка органа, осуществляющего техническую инвентаризацию; выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним) (в случае если ребенок-сирота является собственником жилого помещения);
5) документ соответствующего органа опеки и попечительства о сохранении права пользования жилым помещением и документ, подтверждающий право пользования жилым помещением по договору социального найма в качестве нанимателя или члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, выданный органом местного самоуправления (в случае если с ребенком-сиротой заключен договор социального найма в качестве нанимателя или он является членом семьи нанимателя);
6) документ, подтверждающий, что жилое помещение непригодно для постоянного проживания или не соответствует установленным для жилых помещений требованиям;
Документы, указанные в пунктах 3, 4 (в части выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним), 5, 6 перечня могут быть представлены детьми-сиротами или их представителями самостоятельно, а в случае невозможности их предоставления будут запрошены территориальным управлением министерства в соответствии с законодательством порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В случае направления заявления и документов почтовой связью документы предоставляются в копиях, удостоверенных нотариусом в установленном порядке.

Дата последнего обновления страницы 23.09.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения